Написание эссе требует от выпускника продемонстрировать не только способность понимать проблематику произведения, связно излагать свои мысли, высказывать аргументированное мнение. Задание предписывает еще и необходимые компоненты этого сочинения.
Подготовку лучше начать с написания эссе по простейшему плану, по сути навязанному формулировкой задания. А когда это будет уже хорошо получаться, можно попробовать другие, более изысканные варианты композиции.
Итак, что же должен поместить в своей работе выпускник?
- Указать проблему. При этом необходимо иметь в виду, что проблема, поднятая в тексте, и проблема героя текста – это вовсе не одно и то же. Например, если у героя проблема – отсутствие денег на проезд в трамвае, вовсе не факт, что текст посвящен проблеме недоступности для населения поездок на общественном транспорте.
Если вы затрудняетесь определить проблему, попробуйте действовать так:
- Определите тему текста (о чем говорится?.. Это НЕ проблема)
- Определите основную мысль (в чем нас хочет убедить автор? Это тоже НЕ проблема)
- На какой вопрос отвечает автор? В чем он видит «нарушение мировой гармонии»? А вот это и есть ПРОБЛЕМА ≠ тема ≠ основная мысль.
Например, тема – избиение скинхедами студента-таджика. Основная мысль: ненависть к людям другой национальности – это дикость. Проблема: почему в стране, победившей фашизм, прижились националистические идеи? Может ли обычный гражданин что-то сделать в этой ситуации? То есть проблема национализма в России и проблема личной ответственности каждого гражданина. Выберите ту, которая больше нравится (или к которой вам легче будет подобрать аргументы).
- Прокомментировать проблему. Она может быть актуальной, вечной, серьезной, представляющей опасность и т.п. В тексте она показана так-то и так-то.
- Осветить авторскую позицию. Именно авторскую, не надо подменять ее своей или мнением кого-то из героев текста.
- Сообщить, согласны ли вы с автором или согласны отчасти. Не согласиться едва ли возможно, обычно мнения авторов текстов на ЕГЭ почти бесспорны.
- Привести аргумент из литературного произведения (лучше того, которое вы и в самом деле читали).
- Привести аргумент из жизни (или из другого литературного произведения).
- Сделать вывод.
Вот пример наипростейшего клише для написания ответа.
Развернутый план | пример |
1. Вопрос, включающий в себя формулировку проблемыИменно такую проблему поднимает автор в этом тексте.
2. Без сомнения, можно сказать, что эта проблема актуальна и сейчас. Автор раскрывает ее на примере …
3. Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, …
4. Невозможно не согласиться с автором текста. Я думаю, что, действительно,
5. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на …, а именно на эпизод, в котором рассказывается, как …
6. Свою позицию по данному вопросу я основываю и на личном опыте. В моей жизни был такой эпизод. Однажды … (Мое мнение основывается не только на литературе, но и на рассказе моего друга, с которым однажды случилась такая история.) 8. Таким образом, мне кажется, можно сказать, что … |
Так кто же все-таки «царь» — человек или природа? Должны ли мы ждать милостей от природы или взять их силой? Именно такую проблему поднимает автор в этом тексте.Без сомнения, можно сказать, что проблема эта актуальна и сегодня. Автор раскрывает ее на примере взаимоотношений человека и растения – дерева. Это растение заменило герою рассказа людей, которым не было до него дела.
Авторская позиция по этому вопросу, мне кажется, заключается в том, что человек не вправе вмешиваться в жизнь природы: она была до нас и будет после. Возмутительная самоуверенность – считать, что мы устроим все в мире лучше, чем оно уже устроено. Природа призвана дать человеку все необходимое: пищу, одежду, топливо, душевный комфорт, красоту. Невозможно не согласиться с автором. Действительно, я считаю, природа дает нам так много, что требовать от нее еще чего-то – безумие. Мы, люди, часто в своем ослеплении думаем, что устроили бы все в мире лучше, хотим все изменить: заставить реки течь вспять или стремимся «переделать» организм человека. Но ни к чему хорошему эти попытки не приводят. В своих рассуждениях я хотел бы сослаться на повесть М.А.Булгакова «Собачье сердце». Его герой, профессор Преображенский, стремится улучшить человеческую природу, победить смерть. В результате экспериментов появляется «улучшенный человек» — маргинал Шариков. Так что в результате работа профессора оказалась не только бесполезна, но и опасна. Свою позицию я основываю и на личном опыте. В моей жизни был эпизод, который убедил меня в том, что природа – не точка приложения наших амбиций, а наша колыбель. ….
Таким образом, мне кажется, можно сделать вывод, что надо относиться к природе бережно, с уважением и заботой. Именно это хочет нам сказать автор своим рассказом. |
Приведенные в таблице формулировки, естественно, не являются единственно возможными. К каждому пункту на начальном этапе подготовки к ЕГЭ желательно подобрать несколько вариантов клише.
- ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ
В крайнем случае можно воспользоваться такими клише (в крайнем – потому что лучше все же сформулировать проблему в виде вопроса или рассуждения).
- В тексте, который я прочитал, автор поднимает проблему…
- Среди проблем, поднятых автором в данном тексте, наиболее важной (интересной, злободневной, актуальной, животрепещущей, значительной…) мне кажется…
- В предложенном тексте автор поднимает целый ряд проблем, но мне кажется, что самая важная (интересная…) из них – это…
- Трудно переоценить важность всех проблем, которые поднимает автор в этом тексте, но мне самой значительной (острой, любопытной…) кажется…
- КОММЕНТАРИЙ
Во-первых, это характеристика проблемы, во-вторых – пояснение, как она освещена в тексте.
Первая часть комментария
|
эта проблема | актуальнаважна
неоднозначна имеет огромное значение заставляет задуматься каждого представляет огромную важность стоит перед каждым из нас волнует многих |
А может быть, «этой проблеме уделяется слишком мало внимания»?
Затем вторая часть комментария.
- Автор показывает ее (проблему) на примере…
- В тексте она показана на примере…
- Автор говорит об этом с горечью, изображая…
- Мы сразу понимаем это, когда читаем в тексте о том, как…
- АВТОРСКАЯ ПОЗИЦИЯ
- Автор выражает свое мнение по этому вопросу вполне ясно…
- Совершенно очевидно, что авторская позиция по данному вопросу заключается в том, что…
- Голос автора звучит с горечью и гневом, когда он говорит о том, что…
- Автор, конечно, не скрывает своего негативного отношения к…
- Нетрудно заметить восхищение автора тем, что…
- Бесспорно, мнение автора по этому вопросу вполне однозначно: …
Разумеется, вместо «автор» везде можно писать фамилию автора текста.
- МОЁ МНЕНИЕ
- Я согласен с автором в том, что…
- Как можно не согласиться с автором в том, что…
- Уверен, автор совершенно прав, утверждая, что…
- Я и сам много думал на эту тему и пришел (почти) к тому же мнению, что и автор текста…
- Жизнь нередко заставляет нас задуматься об этом. Мне кажется, любой пришел бы к тому же выводу, что и автор
- Трудно поспорить с автором в этом вопросе
- Я во многом согласен с автором, хотя…
- Я бы согласился в этом вопросе с автором, но с одной оговоркой…
- Мне кажется, автор во многом прав, разве что …
- Отчасти я согласен с автором…
- С одной стороны, трудно не согласиться с автором в том, что касается… Но вот с чем бы я поспорил, так это с тем, что…
5,6. ВАРИАНТЫ ВВОДА АРГУМЕНТОВ
- В качестве аргумента можно привести эпизод из произведения…
- Я хотел бы сослаться на произведение…
- Чтобы проиллюстрировать свое мнение, я хотел бы привести в пример эпизод …
- Свое мнение я основываю на эпизоде из произведения…
- В своих рассуждениях я основываюсь на …
- В качестве аргумента я хотел бы обратиться к …
- В моей жизни тоже был эпизод, которым можно проиллюстрировать мое мнение.
- Мой жизненный опыт тоже убеждает меня в том, что …
- А еще мне вспоминается история, рассказанная мне другом. Она, думаю, доказывает мою точку зрения.