Для начала, дадим небольшие советы по использованию этих аргументов:
- Не используйте текст используемого аргумента как есть, дополните и измените его.
- Добавляйте что-нибудь своё, переписывайте своими словами и т.д. Об этих аргументах знают сотни тысяч человек.
- Эту страницу желательно сохранить в браузере телефона, чтобы была шпаргалка, придающая уверенности.
- На маленьком экране таблицу можно прокручивать вбок.
Вы также можете скачать таблицу.
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА |
||||||||
Восприятия человеком природы как живой материи (влияния природы на душу человека) |
«Слово о полку Игореве» |
Вся природа в «Слове» наделяется автором человеческими |
||||||
А.П. Чехов «Степь» |
Егорушка, мальчик 9-ти лет, пораженный красотой степи,
|
|||||||
Л.Н..Толстой «Война и мир» |
Наташа Ростова, восхищаясь красотой ночи в Отрадном, готова полететь, как птица: её окрыляет увиденное. Андрей Болконский
|
|||||||
В. Астафьев «Царь-рыба» |
Рыбак Утробин, поймав на крючок огромную рыбу, не в силах справиться с ней. Для того, чтобы избежать гибели, он вынужден отпустить ее на свободу. Встреча с рыбой, символизирующей нравственное начало в природе, заставляет этого браконьера пересмотреть свои представления о жизни.
|
|||||||
Постижения прекрасного в природе |
Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» |
Озорного, непоседливого Селюжонка
|
||||||
Бережного отношения к природе |
Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» |
Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей.
|
||||||
В. Астафьев «Царь-рыба» |
Природа жива и одухотворена, наделена нравственно-
|
|||||||
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ
|
||||||||
Роли детства в жизни человека |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Петя Ростов
|
||||||
В. Астафьев «Последний поклон» |
Бабушка Катерина Петровна вложила во внука Витьку глубокие человеческие премудрости, стала для него символом любви, добра, уважения к человеку.
|
|||||||
Роли семьи в формировании личности |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
В семье Ростовых всё строилось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа. Николай и Петя — стали по-
|
||||||
И. Полянская «Утюжок и мороженое» |
Негативная психологическая атмосфера в семье,
|
|||||||
Материнства (роли матери в воспитании) |
М. Горький «Сказки об Италии» |
Автор считает, что мать — это «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.
|
||||||
А. Фадеев «Молодая гвардия» |
В лирическом отступлении о матери автор говорит о том, что мать, её забота воспитывают в любом из нас нравственность, умение ценить жизнь.
|
|||||||
К. Воробьев «Тетка Егориха» |
Сирота Санька в рассказе осиротеет ещё раз,
|
|||||||
В.П. Астафьев «Сопричастный всему живому…» |
Автор утверждает: если бы ему дано было повторить жизнь, он одно просил бы у своей судьбы — оставить с ним маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и он обращается ко всем с просьбой беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и никто их заменить не может.
|
|||||||
Материнства как подвига |
Л. Улицкая «Дочь Бухары» |
Бухара, героиня рассказа, совершила материнский подвиг, всю себя отдав воспитанию дочери Милы, у которой был синдром Дауна.
|
||||||
В. Закруткин «Матерь человеческая» |
Мария,
|
|||||||
Взаимоотношения отцов и детей |
А. Алексин «Безумная Евдокия» |
Оленька,
|
||||||
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Бульба считал, что только тогда воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, когда они познают боевую премудрость и станут его достойными наследниками. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.
|
|||||||
Р. Брэдбери «Вельд» |
Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по своей бесчеловечности поступок: убивают собственных родителей. И это убийство неслучайно: оно результат воспитания, когда детей безмерно балуют, потакают их прихотям.
|
|||||||
Ф. Искандер «Начало формы» |
Герой рассказа, Георгий Андреевич, понял,
|
|||||||
А. Амлинский «Нескучный сад» |
На примере трех поколений семьи Ковалевских
|
|||||||
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным, верным себе и долгу. |
|||||||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Следуя завету отца «копить копейку», Чичиков
|
|||||||
Взаимоотношений в семье |
А. Амлинский «Возвращение брата» |
В повести создан образ очень искреннего,
|
||||||
А. Алексин «Безумная Евдокия» |
Родители, ослепленные талантливостью дочери Оли, |
|||||||
А. Алексин «Раздел имущества» |
Отношения между людьми в семье строились по принципу «нужен пока нужен». Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечности, умения отказаться от личного ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемой красивыми фразами бездуховности, |
|||||||
А. Лиханов «Чистые камушки» |
Двенадцатилетний Михаська проживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: от ощущения счастья от того, что отец, геройски воевавший, вернулся домой невредимым, до чувства горького разочарования и жгучего стыда за него, вступившего на путь обмана и спекуляции в погоне за сытой, обеспеченной жизнью. Мальчик не может принять позиции отца, убежденного, что он завоевал право на лучшую жизнь для себя и своей семьи. Михаська стал внимательно прислушиваться к словам и пристально приглядываться к поступкам родителей, |
|||||||
Взросления (роли взрослых, школы в становлении личности) |
В. Тендряков «Ночь после выпуска» |
Школа дала героям повести знания, но не воспитала чувства, не научила их любви и добру. И об этом на выпускном вечере говорит Юля Студенцова, лучшая ученица школы, которой просто страшно от того, что в ней нет этих качеств. |
||||||
Е. Гришковец «Начальник» |
Владимир Лаврентьевич, руководитель фотокружка,
|
|||||||
А. Лиханов «Обман» |
У главного героя, Серёжи, умерла мать. Все его дальнейшие беды связаны с этой, главной. На него обрушивается целая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет в их городе, отчим и его мать, Сережина учительница, припугнув бабушку, что им с Сережей не прожить на пенсию, переселяют их из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатушку. Тяжело переживает мальчик и свалившееся на него одиночество: от него фактически отказались и отец, и отчим. Сложный путь прошел герой, пока не понял, что невозможно жить во лжи. В свои четырнадцать лет Сережа Воробьев приходит к убеждению о необходимости самому принимать решения.
|
|||||||
Преемственности поколений |
Э. Хемингуэй «Старик и море» |
Старый кубинский рыбак Сантьяго надеется, что его .мастерство сохранится в веках, но самое главное — оно может быть передано как самое дорогое наследство следующим поколениям. |
||||||
Роли учителя в жизни человека |
А.И. Куприн «Тапер» |
Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантливую игру на фортепиано никому не известного юного тапера Юрия Азагарова, помог ему стать известным музыкантом
|
||||||
В. Распутин «Уроки французского» |
Учительница Лидия Михайловна преподала герою не только уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль.
|
|||||||
В. Быков «Обелиск» |
Учитель Мороз стал для учеников образцом во всем, он даже погиб вместе с ними, считая, что учитель всегда должен быть со своими учениками.
|
|||||||
А. Лиханов «Драматическая педагогика» |
«Самое дурное, что может быть на белом свете, —
|
|||||||
А. Алексин «Третий в пятом ряду» |
Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспитания, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспитывать всех своих учеников одинаково: «Нельзя подавлять человека. .. добро каждый должен творить по-своему … Непохожесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
|
|||||||
А. Алексин «Безумная Евдокия» |
Учительница Евдокия Васильевна была убеждена: самый большой талант в её учениках — талант доброты, желания прийти на помощь в трудную минуту, и именно эти черты характера она воспитывала в них.
|
|||||||
А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» |
Старый Лис
|
|||||||
Б. Васильев «Летят мои кони…» |
Рассказчик с благодарностью вспоминает о своей первой учительнице, которая воспитывала своих учеников настоящими гражданами Отечества.
|
|||||||
Равнодушия мира взрослых (детской незащищенности; |
Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик» |
Герой повести — сирота Петя, которого нещадно эксплуатируют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упражнение,
|
||||||
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» |
Герои повести — Кузьмёныши — находясь в детском доме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
|
|||||||
Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» |
Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петербург,
|
|||||||
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ И СОХРАНЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА
|
||||||||
Развития и сохранения русского языка |
А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» |
В этой иронической публикации журналист высмеивает любителей заимствований, показывая, насколько нелепой становится наша речь,
|
||||||
М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» |
Автор исследует состояние современного русского языка, перенасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, молодёжи,
|
|||||||
В. Ступишин сладостный stil? На каком языке мы говорим и пишем» |
Публицистическая статья посвящена проблемам языковых нелепостей, которыми полны речи политиков и некоторых журналистов.
|
|||||||
А. Щуплов «От съезда партии — к съезду крыши» |
Публицистическая статья посвящена размышлениям о том, как много в нашей жизни появилось и продолжает появляться аббревиатур,
|
|||||||
Цитаты |
«По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, «.. .Вольно или невольно мы подошли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней надеждой на наше национальное существование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное русское, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)
|
|||||||
Н. Галь «Слово живое и мертвое» |
Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о канцеляризмах, убивающих живую речь; о бережном отношении к великому нашему наследию —
|
|||||||
К.И. Чуковский «Живой как жизнь» |
Писатель анализирует состояние русского языка, нашей речи и приходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем наш великий и могучий язык.
|
|||||||
Соотнесенности имени человека и его внутренней сущности |
Д.И. Фонвизин «Недоросль» |
В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии:
|
||||||
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ОТРИЦАТЕЛЬНЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
|
||||||||
Бессердечия, душевной черствости |
А. Алексин «Раздел имущества» |
Мать героини Верочки настолько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла её на одиночество.
|
||||||
Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб» |
Родственники больной старушки Екатерины Петровны,
|
|||||||
К.Г. Паустовский «Телеграмма» |
Настя
|
|||||||
Л. Разумовская «Дорогая Елена Сергеевна» |
Бессердечные, циничные ученики стали упрекать учительницу за ее старомодную одежду, честное отношение к работе, за то, что она всю жизнь учила, а сама не накопила никаких капиталов и не умеет выгодно продать свои знания. Их наглость, бездушие стали причиной смерти Елены Сергеевны.
|
|||||||
В. Тендряков «Ночь после выпуска» |
В ночь после выпуска одноклассники впервые в жизни решили откровенно сказать друг другу в глаза, что каждый из них думает о присутствующих. И выяснилось, что каждый из них — бессердечный эгоист, ни в грош не ставящий самолюбие и достоинство другого.
|
|||||||
Испытания совестью |
В. Тендряков «Ухабы» |
Попав в автомобильную аварию. гибнет юноша, и виновником его смерти становится директор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить пострадавшего в больницу.
|
||||||
Утраты духовных ценностей |
Б. Васильев «Глухомань» |
События повести позволяют увидеть, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой.
|
||||||
Э. Хемингуэй «Там, где чисто, светло» |
Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу,
|
|||||||
В. Астафьев «Людочка» |
Выросшая в деревне среди нищеты и пьянства,
|
|||||||
В. Астафьев «Постскриптум» |
Автор со стыдом и возмущением описывает поведение слушателей на концерте симфонического оркестра, которые, несмотря на прекрасное исполнение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с возмущениями,
|
|||||||
Утраты связи с отчим домом |
Ю. Казаков «Запах хлеба» |
Дуся, героиня рассказа уехав в город, потеряла все связи с родным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вызывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на родине… Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою потерянность, горько плачет на могиле матери, однако исправить ничего не возможно.
|
||||||
Утраты связи поколений |
В. Астафьев «Изба» |
В сибирские леспромхозы приезжает молодежь за большими деньгами. Лес, земля, когда-то оберегаемая старшим поколением,
|
||||||
Ф Абрамов «Алька» |
Героиня повести в поисках лучшей жизни уехала в город, оставив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька,
|
|||||||
Бесчеловечности, жестокости |
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
Катерина Измайлова, жена богатого купца, полюбила работника Сергея и ждала от него ребенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убивает с его помощью свекра и мужа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.
|
||||||
Р. Брэдбери «Карлик» |
Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он,
|
|||||||
Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» |
Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. |
|||||||
Предательства, безответственного отношения к судьбам окружающих |
В. Распутин «Живи и помни» |
Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и самоубийства беременной жены Настёны. |
||||||
Л. Андреев «Иуда Искариот» |
Иуда Искариот, предавая Христа, хочет проверить преданность его учеников и правоту гуманистического учения Иисуса. Однако они все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя. |
|||||||
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» |
Сергей, |
|||||||
С. Львов «Друг моего детства» |
Аркадий Басов, которого рассказчик Юрий считал своим настоящим другом и которому доверил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Басов, впоследствии став писателем, |
|||||||
Подлости, бесчестия |
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» |
Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гриневым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
|
||||||
Вседозволенности |
Ф.М. Достоевский «Бесы» |
У Верховенского Петра Степановича, одного из главных героев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь,
|
||||||
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Как только жадная Старуха добилась от рыбки власти столбовой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа,
|
|||||||
Тупости и агрессивности |
А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» |
Унтер-офицер Пришибеев в течение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физической силой. Даже просидев месяц под стражей за свои противоправные действия, он так и не смог избавиться от желания командовать.
|
||||||
М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города» |
Тупые и агрессивные глуповские градоначальники,
|
|||||||
Бюрократизма |
А. Платонов «Усомнившийся Макар» |
Макар Ганнушкин, герой рассказа, отправился в Москву искать истину и душу. Но бюрократы Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность,
|
||||||
Чинопочитания (человеческого ничтожества) |
А.П. Чехов «Смерть чиновника» |
Чиновник Червяков в невероятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и обрызгав лысину впереди сидящего генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испугался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха. |
||||||
А.П. Чехов «Толстый и тонкий» |
Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Николаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся значительно выше. В
|
|||||||
А.С. Грибоедов «Горе от ума» |
Молчалин,
|
|||||||
Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, который Фамусов рассказывает в назидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы,
|
||||||||
Взяточничества, казнокрадства |
Н.В. Гоголь «Ревизор» |
Городничий, Сквозник — Дмухановский, взяточник и казнокрад , обманувший на своем веку трёх губернаторов, убежден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.
|
||||||
Духовной убогости (ложного понимания счастья) |
А.П. Чехов «Крыжовник» |
Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, недоедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осуществил. Как жалок он, |
||||||
Хамства |
М. Зощенко «История болезни» |
Сатирический рассказ, повествующий об отношении медицинского персонала к несчастному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в людях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдельную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — |
||||||
А.Н. Островский «Гроза» |
Персонаж драмы Дикой — типичный хам, который оскорбляет и племянника Бориса, называя его «дармоедом», «проклятым», и многих обитателей города Калинова. Безнаказанность породила в Диком полнейшую разнузданность. |
|||||||
Д. Фонвизин «Недоросль» |
Госпожа Простакова своё хамское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой никто не смеет перечить. Поэтому у неё Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
|
|||||||
С. Довлатов «Это непереводимое слово «хамство» |
Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умноженные на безнаказанность». Человеку нечего противопоставить этому явлению, кроме собственного унижения. Безнаказанностью своей хамство и убивает вас наповал.
|
|||||||
А.П. Чехов «Хамелеон» |
Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед теми, кто стоит выше его по служебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к тем, кто ниже. Он меняет в каждой ситуации свои мнения на прямо противоположные в зависимости от того, какое лицо —
|
|||||||
Нравственного падения |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Ради любви прекрасной польки Андрий
|
||||||
Разрушающего влияния денег |
А.П. Чехов «Ионыч» |
Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, |
||||||
Н.В. Гоголь «Мертвые души» |
Образ Степана Плюшкина, скупого помещика, |
|||||||
А.С. Пушкин «Пиковая дама» |
Германн,
|
|||||||
Пьянства |
Цитаты |
Ф.М. Достоевский: «Зелено — вино… скотинит и зверит человека, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропагандой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих». А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и наглостью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана». Л.Н. Толстой: «Сказать, что вино вкусно — нельзя, |
||||||
Пословицы и поговорки: |
«Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»;
|
|||||||
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» |
Мармеладова
|
|||||||
М. Горький «На дне» |
Актер — |
|||||||
В. Ерофеев «Москва — Петушки» |
Для Венечки Ерофеева беспробудное пьянство стало иллюзорным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества. |
|||||||
Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» |
Глава «Пьяная ночь» показывает картину полного распада человека под влиянием алкоголя. |
|||||||
В. Астафьев «Печальный детектив» |
Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, |
|||||||
Ущемления прав человека в современном обществе |
Б. Васильев «Кольцо А» |
Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает, |
||||||
Искажения понятия «патриотизм» |
Б. Васильев «Кольцо А» |
Автор утверждает, что сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А ведь любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны. |
||||||
Эгоизма |
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных амбиций. |
||||||
А,П. Чехов «Анна на шее» |
Анюта, |
|||||||
Д. Лондон «В далеком краю» |
Уэзерби и Катферт, отправившись на Север за золотом, принуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от обитаемых мест. И здесь с жестокой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конкурентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очутились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придавленный телом Уэзерби, которого он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.
|
|||||||
Варварства, жестокости |
Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей» |
Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут муравейники, обдирают липы, убивают беззащитных животных.
|
||||||
В. Астафьев «Печальный детектив» |
В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестокости, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью,
|
|||||||
Вандализма |
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
Автор рассказывает, какое негодование испытывал он,
|
||||||
И.Бунин «Окаянные дни»
|
Бунин предполагал, что революция неизбежна, но даже в страшном сне не мог вообразить, что зверство и вандализм, как стихийные силы, вырвавшись из тайников русской души, превратят людей в обезумевшую толпу, разрушающую всё на своем пути.
|
|||||||
Рабской любви (безропотного, униженного подчинения любимому человеку) |
А. Куприн «Гранатовый браслет»
|
Рассказ генерала Аносова о романах поручика Вишнякова и Леночки, прапорщика и жены полкового командира позволяют увидеть, какими несчастными могут быть люди, которых любовь сделала рабами: |
||||||
Любви по расчету |
А.Н. Островский «Свои люди — сочтемся!» |
Подхалюзин,
|
||||||
Карьеризма, лжеучености |
Д. Гранин «Иду на грозу» |
Мир ученых-физиков в романе, — это поле битвы, на котором идет борьба между подлинными учеными (Дан, Крылов), и карьеристами (Денисов, Агатов, Лагунов). Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, эти приспособленцы чуть не уничтожили научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы.
|
||||||
Ответственности человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей |
И. Гончаров «Обломов» |
Обломов,
|
||||||
А.П. Чехов «Ионыч»
|
Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, |
|||||||
Одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих) |
А.П. Чехов «Ванька» |
Ванька Жуков |
||||||
А.П. Чехов «Тоска» |
У извозчика Ионы Потапова умер единственный сын. Чтобы преодолеть тоску и острое чувство одиночества, он хочет кому-нибудь рассказать о своей беде, однако никто не желает его слушать,
|
|||||||
Истинных и ложных ценностей в жизни |
А.П. Чехов «Попрыгунья» |
Ольга Ивановна всю жизнь искала знаменитых людей, |
||||||
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМИ НРАВСТВЕННЫМИ КАЧЕСТВАМИ ЛИЧНОСТИ
|
||||||||
Патриотизма |
К.Ф. Рылеев «Иван Сусанин» |
Крестьянин Иван Сусанин, спасая от верной смерти юного Михаила Романова, |
||||||
К.Ф. Рылеев «Смерть Ермака» |
Ермак |
|||||||
Д.С. Лихачев «Раздумья о Родине»
|
Академик считает, что Родина — это всеобъемлющее понятие. «Она подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. Но всякое дерево имеет корни…, то, чем мы жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история… Народ, не имеющий таких глубоких корней, — |
|||||||
Б. Екимов «Переезд» |
Повествователь рассуждает о том, что только на родной земле человек может быть счастлив: «Да, никакой тьме не скрыть от глаз человека ту пядь земли, что родилась вместе с ним и держала его на руках чаще матери; подставляла свою мягкую ладонь, когда он падал, не удержавшись на нетвердых еще ножонках; лечила его мальчишеские ссадины — без всяких лекарей, травой своей…; кормила во всякие годы…, поила чистой водой и подняла на ноги. Никакая тьма, кроме смертельной, не скроет от глаз человека ту пядь земли, что зовется его родиной». |
|||||||
Ностальгии (тоски по Родине; любви к Родине) |
С. Довлатов «Письмо оттуда» (из цикла «Невидимая газета») |
Автор, находясь в вынужденной эмиграции, считает неблагородным осуждать родину, изгнавшую его: он уверен, что Отчизну, как и мать, не выбирают |
||||||
А. Никитин «Хождение за три моря» |
Известный русский путешественник побывал во многих странах, видел удивительную красоту Юго-Восточной Азии, но постоянно жил воспоминаниями о родине, тосковал о ней. |
|||||||
Н. Тэффи «Русь», «Городок» |
В сборниках воссоздана горестная жизнь эмигрантов соотечественников, лишенных родины. Тоска по оставленной России заставляет их называть свое существование «загробной жизнью», «жизнью над бездной». |
|||||||
Н. Тэффи «Воспоминания» |
Писательница предсказала судьбу целого поколения эмигрантов, покинувших Россию во время революции и Гражданской войны. Эти люди, тоскуя по родине, обречены на трагическое совместное одиночество в чужих странах. |
|||||||
Веры в могущество России |
В. Леушкин
|
Давайте вместе — без «ура», Без истерических упреков Заглянем, братья, во вчера В тьму исторических уроков! И освещая лица лет, Посмотрим им в глаза, как в бездну. Да, это больно, но полезно, Нам, убегающим от бед. А после сядем у огня И помолчим, кто сколько сможет. Покуда век еще не прожит, Воспрянем, дух Руси храня. |
||||||
Неразрывной связи с родиной, родной землей |
А. Солженицын «Матренин двор» |
Для Матрены Васильевны её дом, |
||||||
Верности данному слову |
А.С. Пушкин «Дубровский» |
Маша Троекурова, обвенчанная с нелюбимым человеком — стариком Верейским, |
||||||
А.С. Пушкин «Евгений Онегин» |
Татьяна Ларина, верная своему супружескому долгу и данному слову, отвергла чувство тайно ею любимого Онегина. Она стала олицетворением искренности и нравственной силы.
|
|||||||
Душевной молодости |
И.Бунин «Молодость и старость» |
Старик курд
|
||||||
Стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, |
В.Г. Короленко «Парадокс» |
Ян Залуский |
||||||
А.П. Чехов «Вишневый сад» |
В Ане Раневской есть юная вера в счастье, в свои силы. Она искренне радуется отъезду из старой усадьбы, потому что начинается новая жизнь.
|
|||||||
А.П. Чехов «Невеста»
|
Надя Шумина уезжает из провинциального города накануне свадьбы, чтобы начать новую, счастливую жизнь, чтобы не превратиться в праздное существо. |
|||||||
Ф.М. Достоевский «Братья Карамазовы» |
Старец Зосима неустанно восторгается божественностью мира, богоподобностью человека, учит любви к окружающим. |
|||||||
Ф.М.Достоевский «Идиот» |
Князь Мышкин верит в возможность рая на земле, в способность людей преображаться. Он не судит людей, а открыто,
|
|||||||
Бескорыстного жизненного служения (способности к самоотверженности, к принесению себя в жертву ради другого человека |
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Владимир Арсеньев, выдающийся путешественник, этнограф, историк, географ, всё сделал для того, чтобы богатства Дальнего Востока служили на благо России. |
||||||
А.П. Чехов «Душечка» |
Ольга Семеновна обладала удивительной способностью стать двойником человека, в которого она влюблялась, смотреть на мир его глазами, думать, как он, всю себя отдавая любимому человеку.
|
|||||||
А.П. Чехов «Попрыгунья» |
Врач Дымов,
|
|||||||
Н.С. Лесков «Очарованный странник» |
Иван Флягин, |
|||||||
К.М. Станюкович «Матросик» |
Герой рассказа, Илья Кушкин, бесконечно добр и готов помочь каждому. Он пошел служить на флот вместо своего только что женившегося односельчанина. Илья спас экипаж, когда корабль терпел бедствие, а сам погиб. |
|||||||
Б. Васильев «Летят мои кони…» |
Писатель рассказывает о докторе Янсене, |
|||||||
Нравственной прочности человека |
В. Быков «Сотников» |
Сотников, |
||||||
Верности своим убеждениям |
А. Петров «Житие протопопа Аввакума» |
Аввакум, опальный священник, старообрядец, боровшийся за свои убеждения в годы церковных реформ. Он не изменил своим убеждениям даже под угрозой смерти, сознательно пошел на добровольное мученичество. |
||||||
М. Шолохов «Судьба человека» |
Судьба героя рассказа Андрея Соколова очень трагична; Не всякий человек смог бы вынести то, что пришлось пережить герою: |
|||||||
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» |
Иван Шухов |
|||||||
Самовоспитания |
И.С. Тургенев «Отцы и дети» |
Базаров |
||||||
Н. Чернышевский «Что делать?» |
Рахметов |
|||||||
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Знаменитый русский мореплаватель Василий Головин рано остался сиротой, рано осознал ответственность за свое будущее. Он много работал над собой и поэтому впоследствии стал примером для всех русских мореплавателей. Полярный исследователь Руал Амундсен с детства готовил себя к суровым путешествиям: зимой спал с открытым настежь окном, |
|||||||
Дружбы, товарищества |
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» |
Тарас Бульба, |
||||||
Д. Лондон «В далеком краю», «Любовь к жизни» |
Товарищеская поддержка — это, по мысли писателя, |
|||||||
Интернационализма (межнациональных отношений) |
К.М. Станюкович «Максимка» |
История спасения матросами маленького негра, |
||||||
С. Довлатов «Понадобилось мне…» (из цикла «Сентиментальный марш») |
Кеннет Бауэре, |
|||||||
Ю. Бондарев «Берег» |
Любовь русского лейтенанта Никитина и немки Эммы, их человечность — это стремление преодолеть национальные и идеологические барьеры.
|
|||||||
А. Приставкин «Ночевала тучка золотая» |
Дети — русский Колька и чеченец Алхузур — стали настоящими братьями вопреки тому безумию, В детском приемнике были собраны дети разных национальностей: татарин Муса, ногаец Балбек, немка Лида Гросс. Жили армяне, казахи, евреи, молдаване и два болгарина. Для них не существовало понятия национальной неприязни: дети дружили, оберегали друг друга.- Воспитательница Регина Петровна утверждала: «Плохих народов не бывает. Бывают лишь плохие люди». Одиннадцатилетний Колька, несмотря на пережитый ужас, не озверел, а старался понять, почему чеченцы убили его брата. |
|||||||
Любви и милосердия |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Маргарита |
||||||
Р. Брэдбери «Карлик» |
Эйми, |
|||||||
В. Гюго «Отверженные» |
В доме епископа Мириеля нет запоров, днем и ночью он помогает бедным. Он раздает свое жалованье нищим, устраивает больницу в епископском дворце. Вся жизнь этого человека посвящена служению человеку. |
|||||||
Мужества, героизма, нравственного долга |
Б. Васильев «А зори здесь тихие» |
Девушки-зенитчицы погибли, уничтожая отряд диверсантов. Их не испугало численное превосходство врага. |
||||||
В. Быков «Знак беды» |
Крестьянка Степанида, героиня повести, во время войны борется с немцами, как может: выдаивает корову в траву, лишь бы не поить молоком фашистов, прячет винтовку, пытается взорвать мост и, чтобы бомба не досталась немцам, сжигает свой дом и в нем себя. |
|||||||
Б. Васильев «В списках не значился» |
Лейтенант Плужников, приехавший служить в Брестскую крепость накануне войны, стал одним из её последних защитников. |
|||||||
Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
Летчик Алексей Маресьев, герой повести, |
|||||||
В. Быков «Журавлиный крик» |
Василий Глечик, ещё совсем мальчик, во время войны не оставил позицию. Мысль о спасении была для него неприемлемой. Он не нарушил приказ комбата, выполнил его ценой собственной жизни, остался верен присяге и долгу перед родиной. |
|||||||
Э. Хемингуэй «Непобежденный» |
Старый матадор ради куска хлеба и из профессионального чувства не хочет признать себя инвалидом. Он выходит на арену и даже тяжело раненный быком так и остается до конца непобежденным. |
|||||||
Э. Хемингуэй «Старик и море» |
Старый рыбак Сантьяго из породы людей несгибаемых. «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение», — |
|||||||
Интеллигентности |
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, |
||||||
Гуманизма |
А. Адамович «Немой» |
Во время войны одну из белорусских деревень каратели должны были сжечь, но немец Франц не может убить Полину и ее мать, хозяев дома, в котором он жил. Он убивает своего наставника — фашиста и вместе с Полиной и ее матерью прячется в погреб. Когда приходят советские войска, Полина представляет немца немым братом, спасая его, как когда-то Франц спас их. |
||||||
М. Шолохов «Чужая кровь» |
Казак Гаврила, потеряв сына Петра, полюбил, как родного, чужого человека, врага, коммуниста Николая Косых, которого подобрал тяжело раненным и выходил. Всепоглощающая ненависть к красным сменилась отцовской любовью и заботой. |
|||||||
Б. Екимов «Ночь исцеления» |
Подросток Гриша, герой рассказа, приехал на каникулы к бабушке, которая по ночам часто кричит, плачет, молит о помощи: |
|||||||
Б. Екимов «Продажа» |
После развала Советского Союза мать и дочь, как и многие другие, стали беженцами из Таджикистана. Они оставили родной дом, |
|||||||
Б. Екимов «Как рассказать…» |
Сварщик Григорий однажды помог тете Варе, |
|||||||
Б. Екимов «Просто — соседи» |
Нюру в 30-е годы уволили из детского сада, где она работала уборщицей, как жену врага народа. Она осталась без работы, без средств к существованию с девятилетним сыном на руках. От голодной смерти спасла их соседка, портниха, |
|||||||
Р. Брэдбери «Берег на закате» |
Герой рассказа, Том, стареющий мужчина, |
|||||||
Веры в будущее, любви к жизни |
Д. Лондон «Любовь к жизни» |
Герой вывихнул ногу, и напарник, Билл, бросает его — |
||||||
А. Адамович, Д. Гранин «Блокадная книга» |
Подвиг ленинградцев вызван не угрозой уничтожения. |
|||||||
Веры в человека |
М. Горький «На дне» |
Лука,
|
||||||
Сострадания, милосердия |
В. Тендряков «Хлеб для собаки |
Володя Тенков |
||||||
А. Приставкин «Золотая рыбка» |
Герой рассказывает о сестре Люсеньке, которая во время войны жила в детдоме и о том, как её спасли от голодной смерти девочки, |
|||||||
В. Гюго «Отверженные» |
Жан Вальжан |
|||||||
К. Воробьев «Сказание о моем ровеснике» |
Дед Матвей |
|||||||
Добра (любви) как воскрешающей силы |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Сила добра, человеческая сила, которую воплощает в себе Иешуа, в том, что он видит душу другого, понимает его и старается ему помочь. Именно этим прежде всего поражает Пилата арестант. Иешуа совершил величайшее чудо: дал место в своей душе человеку, который угрожает его жизни, может стать его палачом,»— он его полюбил! И что-то повернулось в душе Пилата. И с этого момента начинается его перерождение. |
||||||
Л. Улицкая «Бедные родственники» |
Ася, бедная и слабоумная женщина, деньги и вещи, полученные ею от Анны Марковны, |
|||||||
Л. Улицкая «Перловый суп» |
Марина, |
|||||||
Б. Екимов «Говори, мама, говори…» |
У старушки Катерины дочь живет в городе. |
|||||||
Б. Екимов «Тары да бары» |
Мелкие обиды разрушили отношения в семье бабушки Любы: дочь и внучка почти не общались с ней, вечерние задушевные разговоры, которыми жила старушка, прекратились. Однако наступил момент, |
|||||||
В. Гюго «Отверженные» |
Ожесточенный жизнью каторжника Жан Вальжан становится высоконравственным человеком благодаря доброму поступку епископа» Мириэля, отнесшегося к нему не как к преступнику, а как к человеку, нуждающемуся в моральной поддержке. |
|||||||
Соотношения внутренней и внешней красоты |
Ю. Яковлев «Черника» |
Коля Луковкин
|
||||||
В. Тендряков «Находка» |
Угрюмый, суровый инспектор рыбнадзора Трофим Русанов нашел брошенного, новорожденного ребенка в глухой лесной избушке. Инспектору не удалось спасти малышку, но этот случай и последующие события заставили его пересмотреть свое отношение к людям, сочувствовать им. |
|||||||
Возвышающей силы любви |
А. Куприн «Суламифь» |
Царь Соломон силой своей любви превратил Суламифь,
|
||||||
А. Куприн «Гранатовый браслет» |
Для маленького чиновника Желткова любовь к княгине Вере Шейной стала смыслом жизни, а любимая женщина — той, в которой «воплотилась вся красота земли». Это чувство помогло ему стать нравственно выше Булат- Тугановского, брата Веры, который решил, что с помощью властей можно запретить любить. |
|||||||
Талантливости, природной одаренности |
Н.С. Лесков «Левша (Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе)» |
Косой и плохо владеющий правой рукой тульский оружейник Левша подковал блоху, не различимую глазом. |
||||||
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Леонардо да Винчи был не только печальным художником, но и математиком, астрономом, биологом, ботаником, анатомом, физиологом, |
|||||||
Ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)
|
И. Бабель «Конармия» |
Старый еврей Гедали мечтал о том, что революция принесет добро и справедливость. Однако он же и говорит: «Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди». |
||||||
А. де Сент- Экзюпери «Планета людей» |
Писатель рассказывает об аварии, которая произошла с летчиком в Андах, о том, как он, затерянный в снегах, заставляет себя ползти вперед, забывая о боли. Его спасло чувство ответственности сначала за жену, затем за себя, за почту, за товарищей, которые ждут его возвращения. |
|||||||
Нравственного выбора |
В. Кондратьев «Сашка» |
Автор в повести показывает нам солдата честного, |
||||||
В. Распутин «Деньги для Марии» |
Кузьма |
|||||||
Ю. Левитанский |
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. |
|||||||
В. Гюго «Отверженные» |
Жан Вальжан сам обрекает себя на одиночество, |
|||||||
В. Быков «Обелиск» |
Учитель Олесь Мороз добровольно пошел на казнь со своими учениками. Он мог бы остаться жить. Но бросить ребят одних в последние часы, минуты их казни он не мог, ведь это означало бы для него измену своим воспитанникам, измену своим нравственным принципам. |
|||||||
В. Быков «Волчья стая»
|
В неравной схватке с карателями погибает радистка Клава, |
|||||||
В. Быков «Сотников» |
Во время войны, выполняя очередное задание командира партизанского отряда, Сотников с честью проходит через тяжелые испытания и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, а Рыбак становится предателем, спасая свою жизнь. Перед лицом смерти человек остается таким, каков он есть на самом деле. Здесь проверяется глубина его убеждений, его гражданская стойкость. |
|||||||
Смысла жизни |
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» |
Один из героев рассказа, размышляя о смысле жизни, |
||||||
Поиска счастья в жизни |
Б. Екимов «Мальчик на велосипеде» |
Герой понимает, что счастье — не в деньгах, не в мире материальных интересов, а в самой жизни на родной земле: «Я пробыл пятнадцать дней дома. И это равно пятнадцати годам жизни… Долгие дни, мудрые, счастливые. Пойти на Вихляевскую гору и сидеть, глядеть, думать. Как травы растут. Как облака плывут. Как живет озеро. Вот она, жизнь человеческая. Работать в огороде, |
||||||
Человеческих возможностей |
Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» |
Чайка по имени Джонатан Ливингстон стала символом беспредельных возможностей того, кто умеет мечтать, верит в совершенство и любит жизнь. |
||||||
ЧЕЛОВЕК В ХОДЕ ИСТОРИИ
|
||||||||
Переоценки ценностей в тоталитарном государстве |
В. Шаламов «Одиночный замер» |
Попадая в лагерь, человек как бы теряет все, что связывает его с нормальной человеческой средой обитания, с прежним опытом, |
||||||
В. Шаламов «Ночью» |
В рассказе «Ночью» зэки Глебов и Багрецов при свете луны выкапывают труп с целью снять с мертвеца одежду. Они продадут бельё, |
|||||||
В. Шаламов «Детские рисунки» |
Тоталитарная система сделала всё, чтобы убить в ребенке фантазию, сказку, мечту: детские рисунки в тетради, найденной на помойке, реалистично передан страшный мир ГУЛАГа. |
|||||||
В. Тендряков «Параня» |
Деревенская дурочка Параня в 1937 году случайно получила неограниченную власть над деревней, повторяя имя Сталина и грозя пожаловаться ему на тех, кто её обижает, потому что она, по слухам, |
|||||||
ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С РОЛЬЮ ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
|
||||||||
Роли музыки в жизни человека |
В. Астафьев «Домский собор» |
Рассказчик |
||||||
К. Паустовский «Старый повар» |
Слепому герою этого рассказа музыка Моцарта воссоздала зримую картину, помогла возвратиться в прошлое, увидеть самые счастливые события своей жизни. |
|||||||
В. Короленко «Слепой музыкант» |
Петрусь |
|||||||
А.П. Чехов «Скрипка Ротшильда» |
Якова Матвеевича, героя рассказа, найденная им мелодия, изумительная по красоте,
|
|||||||
Л.Н.Толстой «Альберт» |
Главный герой рассказа — гениальный музыкант. Он завораживающе играет на скрипке, и слушателям кажется, что они вновь переживают навек утраченное, что их души согреваются. |
|||||||
Л.Н. Толстой «Война и мир» |
Своим пением Наташа Ростова |
|||||||
Роли художественной литературы в становлении личности |
М. Горький «Мои университеты» |
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, |
||||||
Роли чтения в жизни человека |
Р. Брэдбери ««451 по Фаренгейту». |
Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу. |
||||||
Р. Брэдбери «Воспоминания» |
«Библиотеки меня воспитали. Я не верю колледжам и университетам, а верю в библиотеки… Я получил образование в библиотеке, не в колледже».
|
|||||||
Нравственной ценности художественной литературы |
Р. Брэдбери «451° по Фаренгейту» |
В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг — ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры. |
||||||
Ю. Бондарев «Редкий дар» |
В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть ко злу, трусости, жестокости. |
|||||||
В. Шукшин |
«Литература должна помочь понять нам, что с нами происходит.»
|
|||||||
Роли живописи в жизни человека |
Б. Екимов «Музыка старого дома» |
Этюды Шишкина, Серова в Русском музее помогли рассказчику увидеть красоту земли, людей, жизни.
|
||||||
Роли искусства в жизни человека человека |
В. Тендряков «Свидание с Нефертити» |
В романе автор рассуждает о том, что искусство — одно из великих средств воспитания души, стремящейся к добру и милосердию. |
||||||
Сохранения культуры |
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
Сменяются политические эпохи, но в нашей стране отношение власти к памятникам отечественной культуры, к церквам, музеям, библиотекам никогда не вселяло оптимизма.
|
||||||
Р. Брэдбери «Улыбка» |
Мальчик Том во время очередной «культурной революции», рискуя жизнью, уносит и прячет холст, на котором изображена Джоконда. Он хочет сохранить его, чтобы впоследствии вернуть людям: Том верит, что настоящее искусство способно облагородить даже дикую толпу. |
|||||||
Взаимоотно -шений власти и личности, власти и художника |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Мастер в романе не создан для той жестокой борьбы, на которую его обрекает общество и не понимает,
|
||||||
А.И. Герцен «Сорока- воровка» |
Главная героиня повести Анета — талантливая крепостная актриса богатого князя Сталинского. Один из фаворитов князя
|
|||||||
Я. Голованов «Этюды об ученых» |
Жизнь известного русского изобретателя Ивана Кулибина – это суровое обвинение невежеству и бюрократизму. Его крупнейшие проекты так и не вошли в нашу жизнь: они остались лежать в чиновничьих папках. Когда для серьезной работы требовалась помощь властей, перед изобретателям возникала стена равнодушия. |
|||||||
ПРОЧИЕ
|
||||||||
Личности и власти |
М.Замятин «Мы» |
Единое государство с его тоталитарной властью уничтожило личность в каждом: в стране нет людей, а есть «нумера», |
||||||
Господства зла в мире (справедливого возмездия) |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Зло господствует потому, что нет в обществе силы, |
||||||
Добра и зла |
М. Булгаков «Мастер и Маргарита» |
Зло, по Булгакову, не в имеющих власть, не в правительстве, не в том или ином социальном устройстве, а в людях. Зло в том, что люди человечески слабы, ничтожны, трусливы, они не могут быть счастливыми. Как же победить зло? Для этого нужно прежде всего утвердить в обществе торжество принципа справедливости, то есть неотвратимости разоблачения и наказания непрофессионализма, недобросовестности, подлости, |
||||||
В. Тендряков «Суд» |
Охотник Тетерин, человек мужественный. совершает нравственное предательство. Он уничтожает единственную улику, которая свидетельствует, что случайное убийство на охоте совершено крупным начальником Дудыревым, а не фельдшером Митягиным. Суд оправдывает Митягина, но убил человека Дудырев, и единственно, кто мог это доказать, был Тетерин. Но он дрогнул, не сказал правду и приговорил себя к мукам собственной совести |
|||||||
Недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов) |
М. Булгаков «Собачье сердце» |
Главный герой повести — профессор Преображенский — задумывает своеобразное соревнование с самой Природой. |
||||||
М. Булгаков «Роковые яйца» |
Лабораторные эксперименты и открытия профессора Персикова, использованные в практической деятельности Рокком, дали непредвиденные и трагические результаты: красный луч вызвал к жизни чудовищных гадов, враждебных всему живому, убивающих и пожирающих его. |
|||||||
Р. Брэдбери «И грянул гром» |
В погоне за большими деньгами люди в этой фантастической новелле организовывают «сафари во времени», не желая понять, что таит подобная «невинная» забава. И только Тревис, один из героев, |
|||||||
Ж. Берн «Вверх дном» |
Завязкой романа является «безобидный» |
|||||||
Бесчеловечности и бессмысленности войны |
В. Быков «Одна ночь» |
Русский солдат Иван Волока и немец Фриц во время боя оказались в подвале, из которого сложно выбраться по одиночке: помещение сверху завалено землей. Чувство ненависти к Фрицу у Ивана быстро пропадает: он понимает, что Фриц — такой же человек, как и он. У них оказалось много общего: мирные профессии, тоска по семье, ненависть к войне. Но возникшая теплота отношений прервалась утром: когда они выбрались наружу, Фриц просился бежать к своим, и Волока застрелил его, а потом, |
||||||
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы» |
«Война — противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие», потому что она разрушает все понятия о добре и зле. |
|||||||
К. Воробьев «Убиты под Москвой» |
Сцена страшной гибели роты кремлевских курсантов — это сцена ада, в котором нет места ничему живому. |
|||||||
М. Шолохов «Бахчевник» |
Гражданская война разрушила все представления о морали и нравственности: Митька убил топором своего отца, |
|||||||
М. Шолохов «Родинка» |
Гражданская война стала причиной того, |
|||||||
Э. Хемингуэй «Прощай, оружие!» |
Лейтенант Генри понимает, что война — |
|||||||
Проблема исторической памяти (сопричастности к ходу истории) |
В. Распутин «Прощание с Матерой» |
Лихорадочные действия пожогщиков, |
||||||
А.П. Чехов «Студент» |
Перед Пасхой Иван Великопольский, |
|||||||
В. Распутин «Поле Куликово» |
На Куликовом поле Русь освободилась от рабства, отстояла себя как самостоятельная нация, и герой очерка поразился тому, насколько близко и очевидно ему то, что происходило несколько веков назад. Он словно ощутил присутствие предков, свою связь с ними. |
|||||||
Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» |
«Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, |
|||||||
В. Солоухин |
«Человек — явление социальное, |
|||||||
В. Солоухин «Черные доски» |
Автор повествует о том, как много бесценных икон, уникальных по архитектуре церквей было варварски уничтожено в 20 веке. «Но ведь здесь, в этих стенах, венчались отцы, деды, прадеды… |
|||||||
В. Солоухин «Письма из Русского музея» |
Рассуждая о» реконструкции Москвы, |
|||||||
НТР И БУДУЩЕЕ
|
||||||||
Р. |
Электрическая бабушка — это машина, |
|||||||
Р. Брэдбери «451 ° по Фаренгейту» |
В книге изображены два символа «механизации» человечества. Первый — «механический пёс» — кибер, |
|||||||
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой» |
В романе образ идеальной подводной лодки «Наутилус» капитана Немо является символом борьбы против любой тирании, откуда бы она не исходила. Верн считал, что путь к прогрессу прокладывают открытия науки и достижения техники и что именно они в конце концов приведут человечество к идеальному будущему. |
|||||||
Г. Уэллс «Война миров» |
Пятьдесят марсиан явились покорить человечество. Но организованное сопротивление продолжалось всего несколько дней. Потом исчезли государство, общество, цивилизация. Остались лишь обезумевшие орды, мечтавшие о спасении любой ценой. Под нашествием марсиан подразумевается не только это событие, но и разрушительные войны, научные открытия, которые приведут к гибели человечества. |
|||||||
Социальной ответственности ученых за их изобретения |
Г. Уэллс «Человек- невидимка» |
Физик Гриффин открыл состав, с помощью которого человеческое тело становится невидимым. Но это открытие не приносит счастья ни ему, ни окружающим его людям. Гриффин сделал изобретение, помышляя не о благе человечества, а о власти и могуществе. Попытка Гриффина реализовать свое открытие сразу же привело его к конфликту с окружающими, в результате которого ученый погибает. |
||||||
РОЛИ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ В ТЕХНИЧЕСКОМ ПРОГРЕССЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (ПРОИЗВЕДЕНИЯ 19 ВЕКА)
|
||||||||
Писатели и произведения |
Год |
Сбывшиеся прогнозы и реализованные фантазии: |
||||||
«С Земли на Луну», Жюль Верн |
1867 |
Ракета Антиперегрузочный гидравлический бак (спасение от перегрузок в космосе) Реактивный снаряд Физика полета Пусковая установка Приземление. |
||||||
«Кирпичная Луна»,- Эдвард Хейл |
1869 |
Искусственный спутник |
||||||
«20000 лье под водой», Жюль Верн |
1870 |
Электрические пули Подводная лодка Высоковольтная защита корпуса подлодки |
||||||
«Удар судьбы», Роберт Кроми |
1871 |
Атомное оружие |
||||||
«Доктор Оке», Жюль Верн |
1874 |
Создание микроклимата в помещениях и на улицах |
||||||
«500 миллионов бегумы», Жюль Верн |
1879 |
Межконтинентальные ракеты как оружие |
||||||
«Глядя назад», Эдвард Беллами |
1888 |
Кредитная карта |
||||||
«Один день из жизни американского журналиста в 2889 году», Жюль Верн |
1889 |
Автоматические двери Одновременная запись и просмотр новостей, ТВ-программ, что лежит в основе пишущих DVD-проигрывателей |
||||||
«Ангел революции», Джордж Гриффит |
Ракеты «воздух-земля» с низкой траекторией полета Летательный аппарат с вертикальным взлетом |
|||||||
«Флаг родины», Жюль Верн |
1897 |
Самонаводящиеся ракеты и оружие массового поражения |
||||||
«Война миров», Герберт Уэллс |
1898 |
Непосредственное введение питательных веществ в кровь Биологическое оружие Тепловой луч (концепция лазера) |
||||||
«Спящий пробуждается», Герберт Уэллс |
1899 |
Видеодвойка — совмещенные плеер и телевизор Эскалаторы. Электростанции. |
||||||
ПРОИЗВЕДЕНИЯ РУССКОГО ФАНТАСТА И.А. ЕФРЕМОВА |
||||||||
Произведения |
Предвидения |
Подтверждения |
||||||
Роман «Туманность Андромеды», 1957 |
Высказана идея наблюдательной станции-робота, сбрасываемой на исследуемую планету для передачи данных о ее физических условиях. |
Начиная с 60-х годов автоматические станции побывали на поверхностях Луны, Венеры и Марса. |
||||||
Высказана идея искусственного разведения в океане хлореллы для получения белковой пищи. |
В настоящее время существуют подобные проекты, имеющие серьезное обоснование. |
|||||||
Рассказ «Пять картин», 1965 |
Высказана идея использования льдов Антарктиды в качестве источника пресной воды для орошения засушливых районов планеты. |
В настоящее время существует множество подобных технически обоснованных проектов. |
||||||
Роман «Лезвие бритвы», 1963 |
Высказана идея лазера, |
Такие лазеры созданы. Например, лазер с накачкой излучением солнца, изобретенный в 1984 году в Институте высоких энергий АН СССР. |
||||||
Роман «Час Быка», 1968 |
Высказана идея скрепления сломанных костей и их мелких осколков специальными крючками, чтобы обеспечить их правильное срастание. |
Учеными Сибирского физико-технического института разработаны и внедрены в практику крючки из сплавов с памятью формы, обеспечивающие правильное скрепление костей без накладывания гипсовых повязок. С их помощью можно лечить самые сложнейшие переломы, не поддающиеся другим методам лечения. |
||||||
Высказана идея конструкции телескопической башенки, выдвигаемой из свернутой в рулон металлической ленты. |
В настоящее время подобные конструкции уже изобретены. Так, в изобретениях США предлагаются подобные раздвижные телебашни, |
|||||||
Г. Альтов «Регистр фантастических идей и ситуаций» |
Автор изучал идеи классиков – |