Николай Васильевич Гоголь — выдающийся писатель, занявший почетное место в русской литературе. Его творчество насыщено яркими произведениями, которые способны запомниться каждому читателю своей необычностью и уникальностью. Среди самых великолепных сочинений находится поэма «Мертвые души». Ее Гоголь считал своим самым важным делом жизни, ведь ее сюжет подсказал ему Пушкин. Автор видел в этом сочинение своеобразный завет будущим поколениям.
Поэма «Мертвые души» является своеобразной летописью, в которой изображен быт разных слоев населения и их моральные устои. Крестьяне, помещики, чиновники предстают во всей своей бытности и красе. Автор подает их образы с полным упором на реальность. Героями поэмы стали те, кто по словам автора, «ничуть не портреты с ничтожных людей, напротив, в них собраны черты тех, которые считают себя лучше других». Особо внимательно он относится к помещикам, которые по их мнению стали на тот момент настоящими «хозяевами жизни», ведь они имели право распоряжаться крепостными душами, решать их судьбы, даровать жизнь или ее отнимать. Гоголь тщательно рассматривает каждого героя и высмеивает их ничтожность и безответственность. Все герои, начиная с Манилова и до Плюшкина, разоблачаются в своей преступной деятельности и демонстрируют ничтожность чиновническо-помещичьей России.
Гоголь смог удержать в неизвестности суть главного героя, Чичикова, вплоть до конца первого тома. Он пытался заинтриговать читателей и этим самым привлечь еще большее внимание к нужным и акцентированным моментам. Павел Иванович раскрывает свой внутренний мир только при встречи с помещиками, показывает свое настоящее я. Автор утверждает, что в чиновничьей России люди по-разному ведут разговор с владельцами двухсот, трехсот, пятисот душ: «…хоть всходи до миллиона, все найдутся оттенки».
Чичиков смог хорошо научиться распознавать людей и приспосабливаться к каждому, находить выгоду для себя в любой ситуации. Например, с Маниловым он любезен, льстив и угодлив. А с Коробочкой он уже позволяет себе разговаривать на тоне хозяина и вышестоящего лица. Общение с Ноздревым просто заходит в тупик и презирает его фамильярное отношение: «…разве только если особа слишком высокого звания». Однако, не желая потерять свою выгоду он все же остается в имении Ноздрева и начинает вести себя так же, как и он.
Поэма «Мертвые души» затронула тему, которая актуально и сейчас, хоть и выглядит в другом амплуа.