Откуда берутся недруги? Мне всегда было непонятно: когда, отчего, почему возникают у людей враги? Как зарождается вражда, ненависть, что в организме человека руководит этим процессом? И вот у тебя уже есть враг, что с ним делать? Как отнестись к его личности, поступкам? Идти по пути ответных мер, по принципу око за око, зуб за зуб? Но к чему приведёт эта вражда. К разрушению личности, к уничтожению добра в глобальном масштабе. Вдруг во всём мире? Наверное, каждый так или иначе встречался с проблемой противостояния с врагами. Как победить ненависть к таким людям?
В повести В.Железнякова «Чучело» показана страшная история столкновения девочки с классом, который объявил бойкот человеку, по ложному подозрению, не разбираясь в справедливости собственного приговора. Ленка Бессольцева – сердобольная, с открытой душой девочка – попав в новый класс, оказалась в одиночестве. Никто не хотел с ней дружить. И только благородный Димка Сомов заступился за неё, протянул руку помощи. Особенно страшно стало, когда этот же надёжный друг предал Лену. Зная, что девочка не виновата, он не говорил правды оголтелым, озлобленным одноклассникам. Боялся. И позволил её травить в течение нескольких дней. Когда правда была открыта, когда все узнали, кто виноват в несправедливом наказании всего класса (отмена долгожданной поездки в Москву), гнев школьников обрушился теперь на Димку. Жаждущие мести одноклассники требовали, чтобы все проголосовали против Димки. Одна Ленка отказалась объявлять бойкот, потому что сама прошла через весь ужас травли: «Я была на костре… И по улице меня гоняли. А я никогда никого не буду гонять… И никогда никого не буду травить. Хоть убейте!» Своим отчаянно смелым и самоотверженным поступком Лена Бессольцева учит весь класс благородству, милосердию и всепрощению. Она поднимается над собственной обидой и в равной степени одинаково относится к своим мучителям и своему другу-предателю.
В маленькой трагедии А.С.Пушкина «Моцарт и Сальери» показана сложная работа сознания признанного величайшего композитора восемнадцатого века – Сальери. Дружба Антонио Сальери и Вольфганга Амадея Моцарта была основана на зависти успешного, трудолюбивого, но не такого талантливого композитора, признанного всем обществом, богатого и успешного к более младшему, но такому искромётному, яркому чрезвычайно талантливому, но бедному и не признанному при жизни человеку. Конечно, версия отравления друга уже давно развенчана, и даже снято двухсотлетнее вето на исполнение произведений Сальери. Но история, благодаря которой Сальери остался в памяти (во многом из-за пьесы Пушкина) учит нас не всегда доверять друзьям, они могут подлить яда в твой бокал, только из благих побуждений: спасти справедливости ради ваше благородное имя.
Друг-предатель, друг-враг… где граница этих состояний. Как часто человек способен перейти в лагерь твоих врагов, изменить к тебе отношение? Счастлив тот, кто никогда не терял друзей. Поэтому, я думаю, что Менандр всё-таки был прав, и друзей и врагов нужно судить равной мерой, чтобы не погрешить против чести и достоинства, против совести. Однако никогда нельзя забывать о милосердии. Оно превыше всех законов справедливости.