В сборнике представлены:
— 30 типовых экзаменационных вариантов, составленных в соответствии с проектом демоверсии КИМ ОГЭ по физике 2019 года;
— инструкция по выполнению экзаменационной работы;
— ответы ко всем заданиям;
— решения и критерии оценивания заданий.
Выполнение заданий типовых экзаменационных вариантов предоставляет обучающимся возможность самостоятельно подготовиться к государственной итоговой аттестации в 9 классе в форме ОГЭ, а также объективно оценить уровень своей подготовки к экзамену. Вы можете купить эту книгу.
Задание 1.
Для каждого физического понятия из первого столбца подберите соответствующий пример из второго столбца.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ФИЗИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
A) физическая величина Б) единица физической величины B) физический прибор |
ПРИМЕРЫ
1) траектория 2) средняя скорость 3) литр 4) измерительный цилиндр 5) механическое движение |
Решение.
А) Физическая величина — это количественная характеристика объекта или явления в физике, либо результат измерения. Под это определение подходит пример под номером 2 – средняя скорость.
Б) Единица физической величины – это единица измерения количественной характеристики объекта. Имеем вариант ответа под номером 3.
В) Физический прибор – это вариант ответа под номером 4.
Ответ: 234.
Задание 2.
Брусок находится на шероховатой горизонтальной плоскости. Коэффициент трения между бруском и плоскостью равен 0,2. В некоторый момент времени на брусок начинает действовать горизонтальная сила F. На рисунке изображён график зависимости модуля силы трения Fтр, возникающей между бруском и плоскостью, от модуля силы F. Согласно графику масса бруска равна
1) 2 кг; 2) 4 кг; 3) 6 кг; 4) 8 кг
Решение.
Пока брусок находится в состоянии покоя, то есть не движется, сила трения нарастает (первый линейный сегмент графика). Их этого графика видно, что при приложении силы F=8 Н, сила трения достигает своего максимума и также равна 8 Н. Используя эту верхнюю точку на графике, можно вычислить массу бруска из формулы
где — коэффициент трения; g=10 м/с2 – ускорение свободного падения. Выражаем массу бруска, получаем:
Это значение соответствует ответу под номером 2.
Ответ: 2
Задание 3.
Камень, подброшенный вверх в точке 1, совершает падение в тормозящей его движение атмосфере. Траектория движения камня изображена на рисунке.
Полная механическая энергия камня имеет
1) максимальное значение в положении 1
2) максимальное значение в положении 2
3) максимальное значение в положении 4
4) одинаковое значение в положениях 1 и 3
Решение.
Полная механическая энергия камня складывается из его кинетической и потенциальной энергий: . При этом, при движении камня по траектории, часть этой энергии будет переходить в тепловую, т.к. камень тормозится атмосферой, следовательно, полная энергия будет уменьшаться, а ее максимум будет в начальной точке 1.
Ответ: 1.
Задание 4.
На рисунке представлен график гармонических колебаний математического маятника.
Амплитуда и частота колебаний маятника равны соответственно
1) 12 см и 10 Гц
2) 12 см и 20 Гц
3) 6 см и 0,1 Гц
4) 6 см и 0,05 Гц
Решение.
Амплитуда колебаний – это максимальное отклонение маятника от положения покоя. Частота колебаний – это количество полных колебаний за одну секунду. Из рисунка видно, что наибольшее отклонение маятника составляет 6 см. А одно полное колебание происходит за 20 секунд, то есть его частота равна Гц. Это соответствует ответу под номером 4.
Ответ: 4.