Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» Сюжет и анализ повести

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

«Бедная Лиза» – сентиментальная повесть Н. М. Карамзина, написанная в 1792 году и опубликованная в «Московском журнале», редактором которого был сам Карамзин.

Сюжет повести

• Главная героиня – Лиза. Автор называет ее прекрасной, любезной, робкой.
Отец ее был очень трудолюбивый человек, и семья жила в достатке. Но скоро
он умер. Мать Лизы от горя слегла. Пришлось 15- летней Лизе взять все
хлопоты о себе и матери на себя. Она ткала холсты, вязала чулки, собирала
цветы, ягоды и продавала в Москве.
• Лизе исполнилось 17 лет, когда она однажды встретилась с Эрастом. Он купил
у нее цветы. На другой день он пришел к Лизе в дом и заверил старушку –
мать, что будет сам покупать все, что продает Лиза. Мать была рада, так как
это избавляло ее от волнения за Лизу, когда та уходила в город продавать.
• На следующий день Лиза мечтала о новой встрече с Эрастом, сидя на берегу.
Вдруг, как в сказке, действительно перед ней появился он. В этот день они
признались друг другу в любви и стали встречаться всякий день. Любовь их
разгоралась день ото дня
• Однажды Эраст объявил Лизе, что едет в поход. Через 2 месяца, Лиза
неожиданно встретила его в Москве, куда приехала за лекарством для мамы.
Она бросилась к нему. Он привел девушку в свой дом, в кабинет и сказал ей,
что он должен жениться на другой, а она должна его забыть. Дал ей 100
рублей и велел слугам выпроводить
• Лиза, потрясенная обманом Эраста, бросилась в озеро и утонула.

Анализ повести

• В соответствии с эстетикой сентиментализма автор стремится придать своему повествованию
«реальные черты»: он подчеркивает, что действие происходит именно в Москве и ее
окрестностях.
• Для русской литературы того времени это было новаторством: действия про изведений
происходили в условном мире.
• Первые читатели повести восприняли историю Лизы как реальную трагедию современницы.
• Но все же мир, изображенный в повести, идилличен: крестьянка Лиза и ее мать обладают
утонченностью чувств аристократок, их речь литературна и ничем не отличается от речи
дворянина Эраста.
• Изображение сельской жизни напоминает пастораль.
• Автор, преследуя цель тронуть чувства читателя, подробно передает пережи вания героев,
реконструируя их «внутреннюю речь»: «Лиза …думала: «Если бы тот, кто занимает теперь
мысли мои, рожден был простым крестьянином, пастухом…Он взглянул бы на меня с видом
ласковым, взял бы, может быть, руку мою… Мечта!»
• Карамзин в равной степени сочувствует и Эрасту, и Лизе. В отличие от произве дений
классицизма, «Бедная Лиза» лишена морали, назидательности: автор не поучает, а пытается
вызвать у читателя сопереживание героям. Герои интерес ны автору прежде всего
способностью любить, отдаваться чувствам.
• Даже героя, виновного в гибели Лизы, нельзя считать по-настоящему отрицательным героем:
в конце повести мы узнаем, что он горевал по Лизе и всю свою жизнь был несчастен, считая
себя убийцей.
• Повесть стала образцом русской сентиментальной литературы. В противовес классицизму с
его культом разума Карамзин утверждал культ чувств, чувствительности, сострадания.

Чем похожи Эраст и Лиза и чем эти герои внутренне различаются?

• Имя Елизавета означает «почитающая Бога».
• Прекрасная душой и телом, редкой красоты, трудилась день и ночь, любезная… крестьянка. Образу Лизы
неизменно сопутствует мотив белизны, чистоты и свежести: в день своей первой встречи с Эрастом она
появляется в Москве с ландышами в руках; при первом появлении Эраста под окнами Лизиной хижины она
поит его молоком, наливая его из «чистой кринки, покрытой чистым деревянным кружком» в стакан,
вытертый белым полотенцем.
• Имя Эраст означает «возлюбленный»
• Богатый дворянин, с изрядным умом и добрым сердцем… но слабым и ветреным. Он вёл рассеянную
жизнь, думал только о своём удовольствии…Каждое появление Эраста на страницах повести так или иначе
связано с деньгами: при первой встрече с Лизой он хочет заплатить ей за ландыши рубль вместо пяти
копеек; покупая Лизину работу, он хочет «всегда платить в десять раз дороже назначаемой ею цены»; перед
уходом на войну «он принудил ее взять у него несколько денег»; в армии он «вместо того, чтобы сражаться
с неприятелем, играл в карты и проиграл почти все свое имение», из-за чего вынужден жениться на
«пожилой богатой вдове». Наконец, при последней встрече с Лизой, перед тем, как выгнать ее из своего
дома, Эраст кладет ей в карман сто рублей. Героев разделяют не только социальные, но и
нравственные барьеры.
• По мнению автора, Эраст является воплощением сложности и противоречивости человеческой натуры в
сочетании своих субъективных качеств («добрый от природы, но слабый и ветреный»), он виноват перед
Лизой и в то же время сам стал жертвой обстоятельств.
• Какое продолжение получает противопоставление Москвы и её окрестностей в характерах главных
героев?
• Это противопоставление получает развитие в характерах главных героев повести: Эраст, мерящий всё
деньгами, противопоставлен Лизе, прекрасной душой и телом, которая оказывается духовно выше
дворянина. Мы видим, как герой в сферу чувств пытается включить денежные отношения. Деньги в
повести – порочные «ценности» цивилизации, символ неестественных, неискренних отношений.

Отличие сентиментализма от классицизма

Классицизм

  1. концепция разумного преобладания долга над
    человеческими чувствами и страстями;
  2.  жесткая иерархия жанров, в высоких
    изображаются трагические и возвышенные
    характеры, в низких рассматриваются бытовые
    смешные ситуации;
  3. утверждается положительный образец поведения,
    ценностей и государственного идеала;
  4. в драматургии классицизма соблюдается правило
    «трех единств»: места, времени и действия;
  5.  герои делятся на положительных и
    отрицательных;
  6. герои трагедий — выдающиеся личности,
    основной конфликт — выбор между чувством и
    долгом;
  7. герои комедии имеют четкие амплуа, непременно
    амплуа резонера, высказывающего авторскую
    позицию;
  8. персонажи делятся на главных и второстепенных;
  9.  характеры героев должны быть правдивы;
  10. герои статичны и односторонни.

 

Сентиментализм

  1.  уход от прямолинейности
    классицизма в обрисовке
    характеров и их оценке: герой
    может совершать как дурные,
    так и добрые поступки,
    испытывать как благородные,
    так и низкие чувства;
  2. культ частной жизни, сельского
    существования; культ чувства
  3. культ природы
  4. культ врожденной нравственной
    чистоты, естественности
  5. утверждение богатого
    духовного мира представителей
    низших сословий
  6.  используется лексика,
    характерная для разговорной
    речи;

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.