Понятие пути очень широко и многогранно. Это и дорога в прямом смысле слова, то самое движение в пространстве, которое нередко становится основой пространственно-временной организации произведения. И путь в философском смысле: жизненный путь, нравственное восхождение человека. И судьба – слепой рок, который, как бурная река, несет человека, бессильного что-то изменить.
В литературном произведении дорога может являться композиционной основой. Например, в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» главный герой Чичиков путешествует от одного помещика к другому. На этих встречах во многом и строится повествование. Ученые давно подметили, что помещики расположены на пути главного героя по нарастанию их основного признака (расточительства или накопительства). Так, например, у Ноздрева склонность к расточительству выражена более явно, нежели у Манилова, а Коробочка не такая стяжательница, как Собакевич. Плюшкин же отличается высшим проявлением как одного, так и другого качеств, что доказывает их способность уживаться в одном человеке.
Но образ пути в этой поэме имеет и символическое значение. Это жизненный путь человека, его психологическая динамика.
Интересно, что только у двух героев этого произведения есть предыстория: у Плюшкина и у самого Чичикова. Исследователи считают, что автор нам тем самым намекает: только у этих героев есть будущее. Чтобы расти, нужны корни; чтобы как-то измениться, нужно прошлое. Действительно, мы знаем, что в продолжении поэмы Н.В.Гоголь собирался рассказать о «втором рождении» Чичикова, который должен был стать честным человеком. По этой причине принято считать, что и Чичикова, и Плюшкина, в отличие от других помещиков, можно считать «живыми душами».
Путь как дорога и как судьба изображен в рассказе М.А.Шолохова «Судьба человека». Герой этого произведения Андрей Соколов, лишившись дома, становится и в прямом, и в переносном смысле скитальцем. Он работает шофером-дальнобойщиком, все время в пути. Андрей обретает что-то вроде дома, пристанища, когда усыновляет Ванюшку, но вскоре ему опять приходится все бросать. Из-за сбитой коровы у Соколова отбирают шоферское удостоверение, и герою вместе с приемным сыном приходится идти искать работу в других местах. Скитания – это и составляющая профессии Соколова, и его доля после того, как он стал бездомным во всех смыслах: дом его был разрушен снарядом, семья погибла, смысл жизни был утрачен. Неслучайно Андрей видит в кошмарах своих близких, которые недостижимы для него.
В то же время, мотив пути в этом рассказе имеет еще и значение судьбы. Рок несет Андрея по жизни, словно ветер — оторванный лист. Герою остается только с достоинством принимать свой жребий. Он не может переломить неблагоприятную судьбу, но может и в таких обстоятельствах сохранить достоинство человека и способность сочувствовать слабому и брать на себя заботу о беззащитном. Ванюшка становится не просто его приемным сыном, он нужен Андрею так же, если не больше, чем Андрей ему. Мальчик – своеобразный якорь, удерживающий главного героя рассказа на краю физической и моральной гибели.
Нередко в литературе мы встречаем изображение пути как некоего нравственного вектора. Например, в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» автор изображает духовный путь Родиона Раскольникова от восхищения «великим человеком» Наполеоном через разочарование в самом себе как «имеющем право» убивать ради высокой цели – к осознанию ошибочности самой цели и самого понимания о величии. Этот путь дается герою с большим трудом, потому что он бродит впотьмах, утратив нравственные ориентиры. Чтобы путь был осмысленным, нужны указатели. Но их у Раскольникова почти нет. Единственный ориентир героя в начале романа – это путь Наполеона: через кровь – к величию. Должно пройти много времени до того, как герой поймет: его идеал – это не путеводная звезда, а лукавый болотный огонёк, заманивающий опрометчивого путника в ловушку. И тогда у Раскольникова вдруг обнаруживается еще один нравственный ориентир. Это Евангелие, а именно рассказ о воскрешении Лазаря. Этот отрывок, напоминающий о том, что Богу возможно всё, что даже мертвый может воскреснуть, а грешный – исправиться, словно бы предлагает Родиону иной путь. Это не путь сильного и жестокого воителя. Это трудная и узкая тропа смиренного грешника, осознающего свое несовершенство.
Очень часто в литературном произведении путь понимается как распутье, выбор. Такой мотив можно встретить во множестве книг. Их герой поставлен перед нелегким и часто неоднозначным выбором, который имеет для него судьбоносное значение. Например, в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» многие персонажи оказываются перед необходимостью принять важное решение. Понтий Пилат, понимая, что Иешуа Га-Ноцри невиновен, все же выносит ему смертный приговор. Причина этого — страх, что на него самого могут донести императору. За свой неправильный выбор прокуратор расплачивается веками страдания и раскаяния в содеянном. Можно привести и другой пример. Маргарита в благодарность за исполнение роли хозяйки бала во время Вальпургиевой ночи просит Воланда вернуть ее и Мастера назад, не осознавая, что возвращение в прошлое – это смерть. И в результате они оба с Мастером гибнут и получают «покой». Свой выбор делает и Берлиоз. Он верит, что после смерти его ничто не ждет – и получает это «ничто». То есть выбор, сделанный здесь, в нашем мире, в обычных пространственно-временных рамках, имеет значение для посмертного состояния человека – вне времени и пространства в обычном понимании.
Мотив пути встречается в литературных произведениях очень часто. Но он поистине многогранен и звучит у каждого писателя по-своему. Однако в любом случае он сложнее, чем просто изображение дороги в пространственном смысле. Этот мотив, как было показано выше, имеет также и философское значение.