Анализ стихотворения пишется примерно по такому плану:
- Дата написания и история создания стихотворения, кому оно посвящено (если есть адресат).
- Тематика произведения (какие темы затрагиваются в произведении, в каких строчках).
- Его проблематика (какие проблемы волнуют автора, каков его взгляд на эти проблемы; найти подтверждение этому в тексте).
- Идея и пафос стихотворения (как автор решает поставленные в стихотворении проблемы, какой он делает вывод, с каким чувством, настроением он делает вывод).
- Анализ лирических героев стихотворения (что они переживают? каково их настроение? почему? ).
- Какие художественно-выразительные средства помогают передать чувства героев, их настроения, позицию автора (анализ художественно-выразительных средств и их роли в произведении: • фонетических (аллитерация, ассонанс, звукоподражания и т. д. ) ; • лексических (тропы: эпитет, метафор, сравнение, градация и т. д. ) ; • синтаксических (анафора, эпифора, умолчание, многосоюзие, бессоюзие и др. )
- Место стихотворения в творчестве данного поэта (важно ли это стихотворения для понимания творчества поэта, отражает ли оно основные темы и проблемы в творчестве данного поэта, можно ли по этому стихотворению судить о стиле и языке поэта, о еговзглядах на жизнь, на искусство и т. д. ).
- Место стихотворения в истории русской и мировой поэзии (является ли это стихотворение важным, значимым для русской и мировой поэзии? почему? ).
Попробуйте написать сами.
Готовый анализ:
Это стихотворение, написанное в 1913 году, когда Марине Цветаевой был 21 год (а поэту Марине Цветаевой — уже 14, ведь начала она писать стихи, по ее собственным воспоминаниям, в 7 лет), -обычное для ее поэзии соединение личного, частного — и высокого, вечного; биографии — и поэзии. Говоря о судьбе своих стихов, Цветаева говорит и о своей судьбе, угадывая, предсказывая, выбирая ее. Выбор судьбы, ожидание того, что должно совершиться, хотя и не совершается пока, становится движущей силой стихотворения. Само его построение отражает эту завораживающую и тяготящую смесь ожидания и опасения.
Все стихотворение — одно предложение, причем предложение с обратным порядком слов: от дополнения, повторенного несколько раз и отягощенного множеством обычных и обособленных определений, к которым присоединяются придаточные конструкции, — к короткой последней строке: сказуемое — подлежащее. В этой строке разрешается напряжение предшествующего текста, ее все время ожидает читатель, который вынужден пробираться через все осложняющие и замедляющие конструкции предыдущих строк. Этому синтаксическому изображению основной эмоции стихотворения противостоит, на первый взгляд, уверенный и даже претенциозный тон заявления («не знала я, что я — поэт» — значит, теперь-то знает! ; «моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»). Однако выбор сравнений, при помощи которых Цветаева характеризует свои стихи, — «Сорвавшимся, как брызги из фонтана, как искры из ракет, ворвавшимся, как маленькие черти» — свидетельствует: для нее написанные стихи — не «вечные ценности», идеальные в своей красоте соединения слов (достойные святилища, «где сон и фимиам»), а след пережитого, осколки чувств, часть живой жизни, прекрасная в своей мимолетности. Цветаева выбирает образы, которые подчеркивают подвижность, неустойчивость стихов