Шпаргалка «Аргументы к сочинению»
Важность процесса познания в жизни человека
1. Примером неотделимости познания от человека может служить произведение
русского писателя, члена-корреспондента Академии Наук, И.А. Гончарова
«Обломов». Герой произведения Андрей Штольц с самого раннего детства упорно
совершенствовал свои знания. Он не останавливал свое развитие ни на минуту.
Познание мира – главная цель Андрея. Именно с помощью этого он смог стать
человеком действия, который может без проблем найти решение любого вопроса.
2. Ещё одним наглядным примером может стать образ Базарова в произведении
«Отцы и дети» русского классика И.С.Тургенева. Его увлечение наукой, постоянный
процесс познания в области медицины помогли герою сформироваться как
личность. Только с помощью познания он стал человеком твердого и глубокого ума.
Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник
1. Люди забывают о том, что природа – их родной и единственный дом, требующий бережного отношения к себе, что находит подтверждение в романе И. С. Тургенева “Отцы и
дети”. Главный герой, Евгений Базаров, известен своей категоричной позицией: “Природа
не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Именно таким Автор видит в нем
“нового” человека: он равнодушен к накопленным предыдущими поколениями ценностям,
живет настоящим и пользуется всем, что ему нужно, не задумываясь о том, к каким
последствиям это может привести.
2. Тесная эмоциональная связь человека и природы прослеживается повести Лермонтова
«Герой нашего времени». События жизни главного персонажа, Григория Печорина,
сопровождаются измнением состояния природы сообразно переменам его настроения.
Так, рассматривая сцену дуэли, очевидна градация состояний окружающего мира и чувств
Печорина. Если перед дуэлью небо кажется ему «свежим и голубым», а солнце «ярко
сияющим» то после дуэли, смотря на труп Грушницкого, небесное светило казалось
Григорию «тусклым», а лучи его «не грели». Природа не только переживания героев, но и
является одним из действующих лиц. Гроза становится причиной длительного свидания
Печорина и Веры, а в одной из записей дневника, предшествующих встречи с княжной
Мери, Григорий отмечает, что «воздух Кисловодска так и располагает к любви». Подобной
аллегорией Лермонтов не только более глубоко и полно отражает внутреннее состояние
героев, но и обозначает свое, авторское присутствие путем ввода природы как персонажа.
Духовная деградация
1. Ещё одним примером духовной деградации может послужить Николай
Иваныч из рассказа Чехова «Крыжовник». В погоне за мечтой о покупке
собственного имения, он забывает о внутреннем развитии. Все его
поступки, все мысли были подчинены этой материальной цели. В
результате, добрый и кроткий человек опустился, превратившись в наглого
и самоуверенного «барина»..
2. Великий русский писатель Л.Н. Толстой в своём романе «Война и Мир» не
раз писал о нравственных качествах человека. Так, например, для Анны
Михайловны Друбецкой и ее сына главная цель в жизни – устройство своего
материального благополучия. И ради этого Анна Михайловна не гнушается
ни унизительного попрошайничества, ни применением грубой силы (сцена
с мозайковым портфелем).
Чиноугодничество
1. Русская литература богата произведениями, затрагивающими проблему
чиноугодничества. К счастью, есть истинные любители свободы, вольнодумцы, противники
раболепия. Так, в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» автор устами своего героя —
Александра Андреевича Чацкого — гласит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Чацкий, будучи натурой исключительно одаренного ума, вынужден страдать в обществе,
обреченном на вечное пресмыкание перед вышестоящими. Его фраза, несущая небывалую
мощь, проходит сквозь все произведение и не утрачивает своего значения и по сей день.
2. Народная мудрость гласит: «дружба дружбой, а служба службой». Однако важно, чтобы
эта самая служба не перерастала в чиноугодничество, в преклонение перед вышестоящими.
К сожалению, в литературе и в жизни мы часто сталкиваемся с неоправданным
чинопочитанием. Так, в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» чиновники уездного города по
ошибке принимают Хлестакова за настоящего ревизора, всячески пытаясь угодить ему, они
совсем не обращают внимания на его глупость и лживость. Таким образом, вся комедия
пронизана смехом сквозь слезы, ибо Н.В. Гоголь прекрасно понимал, что проблема
чиноугодничества, раболепия, пресмыкания перед сливками общества не только вызывает
смех, но и приводит к плачевному результату.
3. Рассказ Чехова «Толстый и тонкий», повествует нам о встрече двух старых приятелей,
бывших соучеников, толстого и тонкого. Пока они ничего не знают друг о друге, проявляют
себя как люди: «Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза,
полные слез». Но стоило им обменяться «анкетными данными», как тут же между ними
возникает непроходимая социальная граница. Так дружеская встреча оборачивается
встречей двух неравных чинов.